Демонстрационный экзамен как новый формат проведения государственной итоговой аттестации
В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…».
Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.
В 2017 год дал развитие двум инструментам решения этой проблемы: конкурсному движению WorldSkillsRussia и независимой оценке квалификации. В минувшем году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по модели WSR, и с 1 января вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Обе процедуры претендуют на объективность, независимость и достоверность оценивания результативности выпускников и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Демонстрационный экзамен по стандартам WORLDSKILLS
Эта форма экзамена предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.
Основные принципы:
-трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;
-независимость экзамена от способа подготовки соискателя;
-индивидуальный подход.
Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:
-квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;
-промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;
-практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.
Демонстрационный экзамен по стандартам WORLDSKILLS ОГБПОУ «Николаевский технологический техникум» сдавал на аккредитованной базе ОГБПОУ «Кузоватовский технологический техникум»
Демонстрационный экзамен состоял из двух частей: теоретическая и практическая. Теоретическая часть НОК (независимая оценка качества) состояла из 50 профессиональных вопросов.
Практическая часть представляла собой описание работы, выполняемой в конкретной области профессиональной деятельности на определенном оборудовании с предъявлением требований к выполнению норм времени и качеству работ. Задания выполняли по модулям.
Все требования, указанные в задании и инфраструктурном листе, правилах по ОТ и ТБ, критериях оценивания, являются обязательными для исполнения всеми участниками.
После получения экзаменационного задания и дополнительных материалов к нему, участникам предоставляется время на ознакомление, а также вопросы, которое не включается в общее время проведения экзамена и составляет не менее 15 минут.
Экзаменационное задание может иметь несколько модулей.
Для демонстрационного экзамена взят комплект оценочной документации
№ 1.2, предусматривающий задание с максимально возможным баллом 35,33 для оценки знаний, умений и навыков по всем разделам. Все участники экзамена за один день выполняют 3 модуля C E H. На выполнение модулей C E H даётся по 4,5 часа без учёта уборки рабочего места (0,5 часа) + 2 часа для написания меню, общая продолжительность выполнения экзаменационного задания 7 часов.
№ п/п | Наименование модуля | Время на выполнение |
1 | Паста | 4,5 часа приготовления, 30 минут на подготовку и уборка рабочего места |
2 | Рулет из птицы | |
3 | Соус молочный с сыром | |
4 | Десерт (Бисквит с суфле, соус клубничный, декор карамель) |
Часть E
Приготовить 3 порции горячей вегетарианской закуски ово-лакто с использованием пасты собственного приготовления
Часть Н
Приготовить 3 порции горячего блюда из курицы
– использовать ингредиент из чёрного ящика (овощи для гарниры)
· 1 гарнира на выбор участника
· 1 соус на выбор участника
Часть С
Приготовить 3 порции десерта (Бисквит с суфле, соус клубничный, декор карамель)